Главная » Статьи » Мои статьи

"Мозговой штурм/групповое обсуждение - как инструмент оратора"
В чем же преимущества такого "мозгового штурма", когда теорию генерирует группа из своего опыта, а учитель ее только структурирует?
  • Участники, намного сильнее вовлечены в процесс (не спят, слушая занудную лекцию, а активно сами генерируют идеи).
  • Участники адаптируют знания под свой контекст 
  • Участники часто создают новые знания (так что учитель удивляется… "ух-ты, я бы про это не догадался, а благодаря коллективному разуму теперь это знаю").
Есть ли минусы от того, что учитель решил провести "мозговой штурм/обсуждение"вместо классической лекции? Есть:
  • Сложнее контролировать группу. Когда лекция: "учитель - говорит, ученики - слушают". А когда мозговой штурм - иногда 3-4 человека одновременно выкрикивают идеи. Иногда перебивают оратора. Иногда начинают спорить.… От учителя требуется умение контролировать процесс.
  • Спорные идеи от группы. Иногда класс выдает такие идеи, что учитель начинает думать "лучше бы я учеников не спрашивал". 
  • Оратору сложнее удержать статус компетентного эксперта. Иногда бывает: "Мы же пришли послушать учителя, что он умного скажет. А тут мы за него все рассказываем." Иногда начинаются споры с учителем, т.к. ученики чувствуют, что в таком формате общения - спорить можно. А если лекция, то гуру - говорит, а слушатели молчат и слушают "великие истины". Чуть проще быть гуру.
Во время проведения мозгового штурма важно: 

1. Дать четкую вводную. Какую тему обсуждаем. Какие идеи должны генерировать ученики.
  • Если тема задана как: "Что вы думаете об автомобильных пробках" - то слушателям непонятно, чего от них ждут. И разношерстный поток мыслей от слушателей вряд ли будет полезен.
  • Если тему задать более четко: "Как снизить пробки в утренние часы на въезде в город", то обсуждение будет более качественным, т.к. идеи будут направлены на решение конкретной задачи.
2. Эмоционально заводить слушателей.
  • Если оратор вяло произнес "ну… что вы думаете?" и после этого зевая, отвернулся к окну - то желания у слушателей активно работать на оратора не будет.
  • Нужно своей энергетикой, своими эмоциями заводить слушателей. Транслировать поддержку, одобрение. И тогда слушатели у слушателей будет мотивация работать на оратора.
3. Слышать всех.
  • Часто во время мозгового штурма выкрикивается 3-4 идеи одновременно. учителю важно суметь их все услышать и зафиксировать.
  • Если вдруг кто-то 2-3 раза что-то произнес, а учитель все не слышит и не слышит - то 4-5 раз такой "отвергнутый слушатель" уже вряд ли станет предлагать свою идею и предпочтет промолчать.
4. Уточнять вопросами. Переформулировать идеи.
  • Не любую мысль предложенную слушателями нужно сразу принимать. Иногда важно уточнить вопросом, а что слушатель имеет в виду, чтобы его понять. Иногда лучше какую-то идею чуть переформулировать.
  • Если в классическом мозговом штурме принимаются все идеи, то в нашем случае мы под видом "мозгового штурма" даем теорию, которую хотим донести до слушателей. И чтобы наша теория была стройной - разумно некоторые идеи обработать.
5. Объединять идеи в "кластеры-блоки".
  • По ходу желательно структурировать идеи: "Ага… вот эти три идеи можно объединить в блок "работа с волнением до выступление", а вот эти 4 идеи можно объединить в блок "работа с волнением во время выступления"…".
  • В этом случае на доске окажется не просто хаотический список из 10-20 идей, а они будут хоть как-то, но структурированы.
6. Подвести итоги.
  • Важно, в конце мозгового штурма подвести итоги: "Итак, мы сформулировали 10 основных правил, которые касаются…". В этом случае обсуждение будет казаться более завершенным и логичным.
  • Плюс во время такого подведения итогов можно какие-то идеи - выделить (которые сам оратор хотел бы продвинуть). А какие-то идеи - замять (которые сам оратор считает второстепенными).
7. Добавлять свои идеи.
  • Ученики, когда генерируют свои идеи внутри все-таки думают: "Сейчас мы скажем, что мы сами уже знаем по этой теме… но в конце учитель ведь от себя добавит еще пару тайных приемов/идей, которые мы сами не знаем".
  • Не разочаровывайте слушателей - добавляйте еще новые для них, интересные идеи, и тогда у слушателей будет ощущение, что они узнали и что-то новое, а не только структурировали те знания, которые у них и так есть.
Если вам предстоит выступление перед слушателями, то подумайте. Может быть какую-то часть вашего выступления лучше дать не в виде лекции, а в виде "мозгового штурма/обсуждения"? И тогда, возможно, ваше выступление будет более успешным.

Категория: Мои статьи | Добавил: Atlaat (16.10.2013)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]